суббота, 17 июля 2010 г.

ЧУДНЫХ ПТИЦ ОЧАРОВАНЬЕ


«Вестник» ГУ ТОКГ № 4-6\2009 г.

Евгения Твердунова, научный сотрудник службы главного хранителя, куратор выставки



ЧУДНЫХ ПТИЦ ОЧАРОВАНЬЕ

    12 июня на площадке мраморной лестницы Тверского Императорского дворца открылась выставка «Изображения птиц в произведениях художественного фаянса ХIХ — ХХ вв., посвященная 290-летию фабрики Товарищества И.С. Кузнецова в Тверской губернии».
    На выставке представлены произведения художественного фаянса из коллекции Тверской областной картинной галереи, которая в последние годы значительно пополнилась предметами, поступившими из Ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода им. М.И Калинина. На рубеже ХIХ — ХХ вв. этот завод, известный тогда под именем фабрики Товарищества М.С. Кузнецова в Тверской губернии, являлся одним из крупнейших фаянсовых предприятий в России. Ассортимент фаянсовых изделий, производившихся на фабрике, был обширным: от повседневных предметов сервировки и украшений стола, до уникальных, сложных по замыслу монументальных декоративных предметов и архитектурных деталей, служивших украшением интерьеров. На выставке посетители смогут увидеть вазы, кашпо, шкатулки, кувшины, карандашницы, мелочницы, декоративные скульптуры, подносные блюда и многие другие предметы работы кузнецовских и конаковских художников от эпохи модерна до наших дней. Выставка посвящена изображению птиц на декоративных формах и предметах бытового назначения. Традиция украшения произведений декоративно-прикладного искусства орнитоморфной символикой существует издревле. Бытовые вещи с изображением птиц мы можем найти в разных культурах. Чаше всего образ птицы ассоциировался с душой человека или являлся воплощением стихии их обитания - неба. В христианстве птица часто символизировала какое-либо качество человека (например пеликан как воплощение жертвенности и один из образов Христа).
    Основой выставки стали предметы художественного фаянса эпохи модерна. На рубеже ХIХ ХХ вв. символическое звучание образа птицы несколько отходит на второй план Художники изображают птиц, любуясь их красотой, свободолюбием и грацией. Одной из характерных черт стиля модерн является обращение к природным мотивам. Отсюда изысканная плавность линий, стремление воссоздать разнообразие форм, цвета, фактуры, которые существуют в мире. Неповторимая красота и грация лебедя, яркость оперения домашней птицы, трогательная нежность птенцов - все это, помноженное на талант мастеров, создавших эти произведения искусства представлено на нашей выставке.