четверг, 27 января 2011 г.

Интерьер эпохи Возрождения.

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. 
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. 
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введен в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. 
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. 
Архитектура Возрождения 
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. 
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие. 
Типичным примером дворцовой архитектуры раннего Возрождения служит флорентийский дворец Медичи. Своим обликом он еще напоминает средневековые феодальные дворцы-крепости: он почти замкнут, и жизнь в нем протекает преимущественно во внутреннем дворе и прилегающих помещениях. Внешний облик дворца, строгий и величественный, контрастирует с красотой и пышностью его интерьеров. Как и дворцы Средневековья, он снаружи имеет суровый «характер»: тяжелый нижний этаж с квадратными, вроде бойниц, отверстиями вместо окон. Крепостной характер дворца объясняется тем, что он должен был служить защитой в неспокойное время народных волнений, а также внушать мысль о могуществе властителя Флоренции – Медичи. В интерьерах же дворца нет и признаков средневековой суровости. Его большой внутренний двор окружен прекрасными арками и выглядит скорее как парадный зал под открытым небом. На первом этаже размещались помещение для охраны, кладовые и конюшни. Второй этаж был занят парадными помещениями – обширным главным залом с богатой лепниной на потолке, гостиными, апартаментами владельца. Третий предназначался для слуг. Интерьер парадных помещений дворца декорирован скульптурами, стены украшены медальонами и прорезаны двойными арочными окнами. В декоре стен используется имитация колонн. Галереи первого и третьего этажей ведут во двор и сад. На улицу выходит открытая лоджия первого этажа, где устраивались торжественные обеды, служившие зрелищем для флорентийцев, назвавших это место «Углом Медичи». Со стороны улицы, на высоте второго этажа, красуется герб Медичи. План дворца, украшение его фасада и композиция двора в течение целого столетия служили прототипами многих флорентийских дворцов. 
Новая линия развития зодчества эпохи Возрождения, ведущая к барокко, наиболее ярко выражена в деятельности Микеланджело, создавшего росписи Сикстинской капеллы. Он сделал в стене вертикальные выемки, чтобы углубить колонны, причудливо изогнул ступени, которые как бы ниспадают сверху. Стена теряет у Микеланджело свою обычную плоскостность: она то выступает, то отходит назад, поворачивается и изгибается. Его архитектурные формы пластичны, как и его скульптурные работы, – так родился в архитектуре и декоре стиль барокко. Для него характерна пышность, декоративность, пластичность деталей и отделки. Были созданы овальные в плане здания. Примером дворца в стиле барокко служит замок Фарнезе в окрестностях Рима. Дворец соединен с расположенным на склоне горы парком при помощи системы изгибающихся лестниц (с тех пор это стало характерно для римских дворцов). Парк наполнен статуями, расположенными среди зелени. Внутреннее пространство замка имеет пятиугольную форму; в центре расположен круглый внутренний двор, выложенный художественной мозаикой. Этажи здания связываются прекрасными по отделке винтовыми лестницами, марши которых поддерживают колонны. В XV веке в странах Европы еще господствовала готика с ее вертикальными и острыми силуэтами. Высокие башни, островерхие крыши с тянущимися вверх дымовыми трубами, винтовые лестницы, арки и своды с острыми гранями и углами. В декоре интерьеров дворцов – узкие стрельчатые окна, цветные витражи, каменная резьба. Центром замков были каминные залы, стены которых украшали военные и охотничьи трофеи, доспехи, оружие и гобелены. Отделка камина состояла из ажурной балюстрады с арками и каменного готического кружева. Отголоски готики присутствуют во дворце Тюильри в Париже. Здесь еще есть готические башенки и высокие крыши, но сама архитектура и внутренняя отделка дворца разработаны уже в стройных симметричных классических формах. В XVII веке в Европе утвердился классицизм. Французский классицизм отличался сочетанием традиционной для этого стиля стройной и симметричной общей композицией со стремлением к импозантности и внешнему блеску интерьеров. Дворцы того периода отличались парадной торжественностью и грандиозностью залов и анфилад, садово-парковых ансамблей. Все это присуще дворцу в Версале. Фасад дворца выдержан в парадной, академической, классике, имеет три этажа, украшен высокими окнами, полуколоннами и скульптурой. Ею увенчивается и балюстрада по периметру крыши. Роскошные парадные помещения – Зеркальная галерея и парадные залы – образуют сквозную анфиладу. Интерьеры украшены мрамором, позолоченной деревянной резьбой и лепниной, чеканной бронзой, живописными панно и гобеленами. Мраморные лестницы, позолоченные канделябры, зеркала, обитая шелком и бархатом мебель из дерева ценных пород – все это пышные и торжественные интерьеры 
Облик городского дома эпохи Возрождения знаком нам "изнутри", и в первую очередь благодаря живописцам. Богатый горожанин считал едва ли не обязательным заказать свой портрет, нередко - в интерьере собственного дома. Да и сами живописцы, особенно мастера нидерландской школы, любили сюжеты в интерьере жилых помещений. 
Дворцовые интерьеры богатого дома в эпоху Возрождения имели несколько четко отделенные друг от друга зоны. Это хозяйские покои (спальня, кабинет главы семьи), комнаты, где принимали гостей, столовая и отдельная кухня. Зоны внутри пространства жилого дома начали выделять еще в XII-XIII вв., в эпоху Высокого Средневековья, но лишь в эпоху Возрождения человек наконец-то получил возможность уединиться в собственном жилище. Отделение кухни от прочих зон стало первым шагом на пути дробления внутреннего пространства дома. Вся грязь, гарь, запахи пищи не должны были проникать на жилую половину и мешать хозяевам. Художники Возрождения любили кухню - трудно не прийти к такому выводу, глядя на полотна нидерландских живописцев конца XVI - начала XVII вв. Судя по размерам кухонь, где на столах лежат всевозможные натюрморты, а за столами или возле очага и возится хозяйка или кухарка с помощниками, жильцы дома тоже любили кухню. Кухонная зала в городском доме XV-XVI вв. - это обширное пространство, почти наполовину занятое громадной печью-плитой. В центре кухни или у стены - стол, на котором чистят птицу и рыбу, разделывают мясо, режут овощи. Прокопченные потолочные балки в кухне увешаны связками различных трав, окороками, колбасами. Вся мясная снедь, развешанная про запас, постоянно коптилась в кухонном дыму и потому не портилась долгое время. 
Жилые комнаты отличались строгим, если не сказать скромным убранством. В южных городах окна закрывали ставнями и жалюзи - от солнца и от воров. В северных странах 
ставни оберегали главным образом от проникновения воров, а от солнца хозяева вешали тяжелые занавеси темных тонов. От грабителей окна в городских домах находились на уровне не ниже второго этажа. 
В спальне, как правило, стояла двуспальная кровать под балдахином. Это была та часть дома, куда имели право входить лишь хозяева, святая святых домашнего очага. 
Кроме спальни, к "закрытым" помещениям относился кабинет хозяина дома, где он вел все дела, встречался с гостями и клиентами, где держал бумаги и деньги. Богатый купец в 
своем кабинете - типичный сюжет для портрета той эпохи. Кабинет свидетельствовал о процветании, непоколебимости финансового положения его владельца. Темные тона, неяркое освещение, выделяющее лишь стол и кресло хозяина - вот интерьер рабочего кабинета зажиточного горожанина. 
Все в таком доме должно было свидетельствовать о том, что хозяин его - человек серьезный и основательный, блюдущий правила христианского благочестия, не гонящийся за внешней мишурой, но не экономящий на признаках подлинного богатства. Дом горожанина был его крепостью, за стенами которой он мог укрыться от житейских бурь. Дома же знати в эпоху Возрождения, особенно в XV- XVI вв., отличались пышностью и великолепием. Это, собственно, были и не дома, а настоящие дворцы. Строились они, как правило, не в черте города, а в окрестностях - поближе к природе, подальше от вечной городской вони и грязи. Богачи - выходцы из третьего сословия, тоже стремились обзавестись домом на природе. Особенно загородные виллы любила итальянская знать.  Распространение гуманистической культуры породило среди европейской знати моду на собирание античного искусства. 
Виллы богачей украшали чудом уцелевшие античные статуи, фрагменты мозаик и мраморных рельефов, снятых с фасадов древних строений. Мраморные полы, широкие стрельчатые окна, просторные лестницы, внутренние дворы с галереями, беседки создавали впечатление роскоши и простора, особенно по контрасту с городами, где вечно не хватало пространства. 
Тяготевшая к стенам, мебель предыдущих эпох начинает постепенно сменятся на более лёгкую и подвижную. Ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Намечается стремление к уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Экспрессивным вертикалям готики противопоставляются спокойные горизонтальные членения. Мебель Ренессанса решается, как архитектурное сооружение с колонками, карнизами, фронтонами. Составленную из архитектурных фрагментов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной независимой формой, называют архитектонической. Орнамент также отталкивается от античных образцов, но становиться более утончённым. Декларируется, как правило, все, но при этом соблюдается мера и подчинённость главной форме. Благо, что правильное геометрическое членение оставляло для украшений довольно обширные 
поля. Цвет ренессансной мебели сдержанный; мастера стремятся обыграть естественный цвет и текстуру древесины. А знаменательное изобретение станка для производства фанеры позволило широко использовать интарсию - плоскостной деревянный орнамент. Мебель для сиденья становится более разнообразной. "Стул Строцци" на трёх ножках, складной стул на мотив древнеримского курульного кресла - простой стул на четырёх ножках и развившийся из него вид кресла, обитого кожей, возродивший мягкую мебель. Из итальянского сундука – кессоне развивается предок дивана касса - панка, ларь-скамья со спинкой и локотниками - эдакое почётное место для почётных гостей. Посудные шкафы, уже довольно широко распространённые, также все ещё напоминают сундук своей приземистостью и массивностью. 
Столы в основном двух типов. Первый - прямоугольный с толстой столешницей и двумя - четырьмя опорами, похожий на древнеримские мраморные столы. Второй - одноопорный со столешницами круглой, шести или восьмиугольной формы. 
Кровати оставались же такими высокими, с приступкой и балдахином или задёргивающимися занавесками, с высоко поднятым изголовьем. 
Во Франции, Англии и Германии Возрождение начинается только в конце 16 в. В этих странах ещё долго не могут отказаться от готических форм (особенно в Германии), и итальянское влияние проявляется больше в орнаменте. Например, немецкая ренессансная мебель более живописна и не так связана с античными образцами, как итальянская мебель. Для Фламандской и Голландской ренессансной мебели стоит отметить прежде всего простоту и удобство. Стоит отметить появление новой, долгое время традиционно английской формы стола - "стола-бабочки" ("butterfly-table") с опускающимися полами и раздвижными ножками (предок, такого знакомого нам, раздвижного стола). Типично же испанской мебелью можно считать кабинет, обработанный лаком и ажурными накладками. Поднятый на ножки в виде колонн он имел либо дверцы, либо откидную доску, за которой скрывались маленькие выдвижные ящички.