суббота, 17 июля 2010 г.

Михаил Тверской и его время

К 690-летию преставления святого благоверного
князя Михаила Ярославича Тверского

Авторы экспозиции: научные сотрудники галереи, искусствоведы Ната Анатольевна Майорова и Евгения Николаевна Твердунова, при участии заведующей отделом Тверского Государственного объединенного музея, историка Надежды Романовны Козловой.

В течение всей своей истории русский народ возвышает в своем сознании личности, которые напоминают о наиболее славных страницах его истории. Для тверского края это образ святого благоверного великого князя Михаила Ярославича. Он стал символом расцвета Тверского княжества в XIII – XIV вв., небесным заступником и покровителем тверитян.

В Тверской областной картинной галерее иконография Михаила Тверского представлена широко, что является результатом целенаправленного собирательства памятников, прославляющих личность святого князя. Начало коллекции было положено известным московским собирателем П. И. Щукиным, подарившим в 1893 г. Тверскому музею икону конца XVII в. “Святой благоверный князь Михаил Ярославич и святитель Арсений Тверские с тверским Кремлем и “Преображением”. Традиционные иконы, эмали, живопись и графика, находящиеся в собрании Тверской областной картинной галереи, доносят до нашего времени представление об облике благоверного князя Михаила Ярославича. Это свидетельства любви и уважения к нему потомков.

В правление Михаила Ярославича Тверское княжество стало политическим и культурным центром Северо-Восточной Руси. Тверь много сделала для восстановления культурной традиции, прерванной монголо-татарским нашествием, отсюда исходили патриотические идеи объединения Руси. На выставке представлены уникальные археологические памятники – плитки и керамика XIV в., пулы и дирхемы, чаша для вина с изображением лотоса, которые напоминают о подвиге князя и его казни 22 ноября (5 декабря) 1318 года в ставке Золотой Орды, кочевавшей по предгорьям Большого Кавказа. Летописные повествования свидетельствуют, что когда останки убиенного князя везли на повозках в Москву, в городе Маджары во время остановки караульные увидели ночью сияющий столп света, исходящий от тела князя-мученика.

Время Михаила Тверского представлено интересной археологической коллекцией из собраний двух крупнейших тверских музеев, в которой наконечники стрел, кистень, наконечник ножен меча, боевой топор XIV-XV вв. соседствуют с тверскими берестяными грамотами, писалами, предметами личного благочестия – иконками и нательными крестами. Об облике тверитян этого времени свидетельствуют предметы украшений: бусины, пуговицы, кольца и браслеты. Значительное место на выставке отведено произведениям тверской иконописи, которые ярко представляют ее роль в русском искусстве XV-XVII вв. Это иконы деисусного чина церкви Успения, Спас Вседержитель и архангел Михаил, Введение во храм Богоматери из праздничного ряда и Богоматерь из деисусного чина Спасо-Преображенского собора в Твери.

Самые значительные произведения иконописи с изображением Михаила Ярославича связаны с последними десятилетиями ХVII века. В это время идет перестройка Спасо-Преображенского собора в 1689 - 1696 гг. Происходит сложение местной традиции почитания духовных покровителей города Твери – князя Михаила Ярославича и святителя Арсения Тверских. Совершенным примером этой иконографии является икона “Святой благоверный князь Михаил Ярославич и святитель Арсений Тверские с тверским Кремлем и “Преображением” из собрания Тверской картинной галереи. Изображение двух любимых тверских святых возникает и в произведениях декоративно-прикладного искусства. Эмалевый образок, исполненный в Ростове в ХIХ столетии, своей композицией повторяет сложившийся иконографический прототип.

Крестный ход с мощами святого благоверного великого князя Михаи ла Ярославича Тверского совершался в Твери ежегодно 24 июня вокруг Спасо-Преображенского собора в память избавления города от морового поветрия (холеры). Это памятное для горожан событие запечатлено художником Эбергардом Лилье на гравюре 1889 г., напечатанной в тверской типолитографии Новикова. Иконы благоверной княгини Анны Кашинской рубежа XVII-XVIII вв. начала XX в. представляют инокиню на фоне города Кашина. В течение долгих веков образ святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского живет в народном сознании, сохраняя свою полнокровность.

Статья "Михаил Тверской и его время".


Панорама экспозиции выстаки "Михаил Тверской и его время".


Во время создания экспозиции.