суббота, 26 февраля 2011 г.

Чудо рождения фаянса.

 В Тверском Императорском дворце открылась выставка «Чудо рождения фаянса». 
 На выставке представлены произведения художественного фаянса из коллекции Тверской областной картинной галереи, которая в последние годы значительно пополнилась экспонатами, поступившими из Ассортиментного кабинета Конаковского фаянсового завода им. М.И Калинина.


Конаковский фаянсовый завод имени М.И. Калинина являлся одним из крупнейших фаянсовых производств Тверской области. На этом предприятии выпускали сувенирные изделия, столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру. 

 Наша выставка раскроет для зрителя некоторые секреты рождения фаянса. Тут можно увидеть разные этапы создания произведения из этого материала, а так же примеры применения многообразных техник декорирования изделий. 
 Основанный в 1809 году и известный как предприятие Ауэрбаха - Кузнецова, фаянсовый завод выпускал преимущественно фаянсовую посуду с ручной росписью, печатными рисунками и элементами народных орнаментов и крестьянской утвари.
 С середины 1920-х гг. к работе над формой и росписью произведений и для создания скульптуры привлекается плеяда замечательных мастеров русского искусства. Тут работали И. Г. Фрих-Хар, С. Д. Лебедева, В. А. Фаворский, И. С. Ефимов, В. Г. Филянская, М. П. Холодная, Е. М. Гуревич, Г. Я. Альтерман, С.Б. Прессман, А.Е. Зеленский. Их работы, различные по своим стилевым особенностям, содействовали в целом подъему художественной стороны производства.
 В 1950—80-х гг. трудами ведущих мастеров-художников завода И. В. Васильева, Н. А. Коковихина, О. Г. Беловой, Г. Г. Вебера, О. П. Гагнидзе, Г. М. Садникова, В. А. Сергеева, В.П. Шинкаренко, Ш.Т. Шуквани, Н. Ю. Лепкалюк и других был выработан общий для завода современный стиль изделий. Стараниями этих мастеров определился высокий художественный уровень массовой продукции и уникальных выставочных образцов Конаковского завода. Они создали «фирменный» стиль его продукции, распространили новые принципы росписи, обогатили ассортимент этого предприятия. 
 Процесс изготовления фаянсовых предметов весьма сложен. Так, для изготовления одной чашки, необходимо выполнить до 80 технологических операций. Сейчас в России на заводах сохранена основа технологии производства классического фарфора и фаянса, разработанная еще в середине ХVIII века Д. И. Виноградовым – сподвижником М. В. Ломоносова и известным химиком XVIII в. 
 Фарфоровая масса изготавливается из смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и включает до 40 различных добавок. Полые изделия выполняются методом ручного или машинного литья. Жидкая фарфоровая масса (шликер) заливается в гипсовые формы, состоящие из двух и более частей. За счет того, что гипс впитывает влагу, в форме происходит набор черепка определенной толщины, после чего остатки шликера сливаются. Форма раскрывается и из нее извлекается пока еще хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке. Плоские предметы делают методом формовки из более обезвоженной массы на формовочных полуавтоматах. 
 Декорирование фаянса осуществляется двумя методами: подглазурно – по сырцу цветными массами, по обожженному черепку керамическими красками и водными растворами солей металлов и надглазурно – керамическими красками и препаратами золота. Подглазурные методы дают сплавленный с глазурью «вечный» декор. Произведения с подглазурными декорами рекомендуются преимущественно для повседневного употребления. Для получения ярких, многоцветных «праздничных» декоров применяется надглазурное декорирование с последующим закреплением красок дополнительным обжигом. Этот метод дает менее устойчивые декоры и рекомендуется для посуды праздничного употребления и декоративных изделий. Роспись предметов производится керамическими красками подглазурно и по сырой глазури, а также покрытием однотонными глазурями и комбинированием этих методов. Интересные художественные эффекты дает техника так называемых «потечных глазурей», которая создает неповторимые, рожденные в огне обжига высокодекоративные украшения. Для подглазурных разделок используют такие способы декорирования как раскраска аэрографом, нанесение рисунка резиновым штампом, ручная раскраска, нанесение отводок в виде лент и усиков, а также комбинированные способы. Для надглазурных разделок применяют декалькоманию, штамп, печать, шелкографию, отводку золотом и красками, ручную раскраску, а также комбинированные способы декорирования. Использование цветных легкоплавких глазурей позволяет достигнуть большого разнообразия цветов и оттенков. 
 В экспозиции вы можете познакомиться с произведениями мастеров фабрики Товарищества М.С. Кузнецова а так же с работами Н. А. Коковихина, М.П. Холодной, О. В. Малышевой, И.С. Ефимова, Н.Я. Симонович-Ефимовой, Е.И. Белякова, А.А. Казанкова, В.А.Сергеева, И.Г.Фрих-Хара, Т.З. Подрябинникова, З.Н. Апостолова, Г.Г. Вебера и многих других, в которых художники показали высокое мастерство работы с фаянсом.