суббота, 26 февраля 2011 г.

О, Индия – прекрасная страна.


  В Индии, с ее незыблемой кастовой системой и законами, выбор одежды и ткани не были продиктованы модой или личностью носившего их. Одежда следовала установленным традициям и разнилась в зависимости от ее обладателя. Она была не только украшением и защитой от непогоды, но и визитной карточкой своего носителя. При изготовлении ткани, такие моменты мастерства, как формулы красителей, орнаментика, соотношения цветов наследовались в семьях ткачей – передавались из рода в род. Костюм определял кастовую, этническую и религиозную принадлежность своего хозяина. 
 Источником вдохновения для индийских мастеров была природа. Эстетически переосмысливая явления окружающей среды, они вводили в орнамент цветущие растения, образы животных и птиц. Вместе с живыми объектами природы в искусстве орнамента применялись геометрические формы. 
 Особую символику имели цвета и их оттенки. Так, красный считался символом любви. В ритуале бракосочетания, например, было принято наносить на лицо, кисти и стопы невесты специальные узоры красной краской. А красное пятнышко, которое мы видим над переносицей индийских женщин, символизирует счастье. Цвет шафрана ассоциируется с весной, а каштановый и черный является цветом траура. Определённые цвета имели и индийские божества. Так Брахману посвящался красный цвет, Шиве – белый, Вишну – голубой, Кришне – синий. 
 Основными изобразительными мотивами являлись изображения древа жизни, лотоса, арабески, цветочных ветвей, замкнутых в круг, символизирующих вечное движение природы, попугаев – символа богатства, птичьих пар – символа любви. Различно окрашенная одежда символизировала состояние и настроение человека. 
 В музеях нашей страны широко представлены коллекции индийского декоративно-прикладного искусства. Большая часть этих коллекций представлена тканями. 
  В собрании ТОКГ индийская коллекция насчитывает около пятидесяти предметов, в числе которых женские украшения, туфли, шкатулки, сумки, и конечно – ткани, которые составляют большую часть коллекции. Основная часть поступивших в собрание галереи тканей – это набойки, относящиеся к 1950 – 1970-м гг. Именно в это время в музеях СССР проходили выставки индийского прикладного искусства. В большинстве своем ткани машинного производства, которое, отчасти упрощает технику изготовления набоек, значительно объединяя рисунки и краски. Если говорить об изготовлении этих тканей, то следует упомянуть, узор на них создается потравным или резистентным способом. Есть ткани расписанные вручную. 
  Помимо набойки в собрании галереи есть вышитые ткани. Например, замечательное вышитое покрывало, о котором следует поговорить подробнее. Легкое молочно-нефритовое покрывало покрыто обильной золотой вышивкой с изысканными пышными цветами, тонкими листьями и завитками, собранными в причудливые букеты или орнаментальные розетки. Легкость ткани, ее прихотливое скользящее движение и таинственное мерцание золота. Как волшебно красива, наверное, была обладательница этого дивного покрова. Как искусно создана вышивка в которой так гармонично и мастерски воплощен замысел создателя. 
  Вышивка (касида, касути или касуда) является способом орнаментирования тканых изделий, распространённым в северо-западных, западных и северо-восточных областях страны. На юге страны вышивка применяется реже. Однако, и тут есть свои школы. Например, своими золотными вышивками славится Тамилнад. Вышивают здесь золотыми и серебряными нитями с добавлением шелка. Часто в орнамент вшивают отливающие перламутром крылья жуков. Эта вышивка наносится на тонкий шелк или тюлеобразную сетчатую ткань. В Индии известны самые разные виды швов: стебельчатый, крестик, елочка, одно и двухсторонняя гладь, тамбурный, узелковый, обметочный. Характерной чертой индийской вышивки является то, что иглу всегда ведут в направлении от себя, и никогда к себе. Как правило вышивают держа изделие в руках, но в некоторых случаях его натягивают на специальную раму. вышивкой украшают как одежду, так и тканые изделия декоративного характера. Металлическими нитями вышивают в технике зардози и бадла. в этих техниках металлическую нить крепят на изделия методом накладки, пришивая металл по контуру узора тонкими шелковыми нитями. Так же используют стебельчатый, тамбурный швы и гладь. Практически, вышивка драгоценными нитями известна по всей Индии. Корни ее уходят в глубокую древность. Принято считать, что индийская золотная вышивка появилась как вариант подражания золототканой парче. 
  Помимо набивных тканей и вышивки в собрании ТОКГ есть женские браслеты, сумки, резные шкатулки, декоративные статуэтки. Мы не можем сказать, что это авторские высокохудожественные вещи – это скорее, бытовые предметы, которые могут нам помочь ощутить течение суматошной повседневной жизни.