суббота, 22 января 2011 г.

Античные интерьеры.

Искусство и интерьер Древней Греции. 

Эгейское искусство – 3 – 2 тыс. до н.э. 
Искусство Греции: 
Гомеровский период – 11-8 вв. до н.э. 
Архаический период – 7-6 вв. до н.э. 
Классический период – 4-4 вв. до н.э. 
Эллинистический период – 1 вв. до н.э. 
Искусство этрусков – 8-2 вв. до н.э. 
Искусство Рима – 5 в. до н.э. – 5 в. н.э. 

Античность неслучайно называют колыбелью цивилизации. Всем лучшим современная культура, без преувеличения, обязана древним грекам и римлянам. Не является исключением и искусство интерьера: уж кто-кто, а жители Древней Греции знали толк в создании комфортной и красивой обстановки.
Локализация и сложение древнегреческой культуры происходит на о. Крит, территориях материковой Греции (города Тиринф и Микены), на на западном побережье Малой Азии (г. Троя). 
Древнейшим из сохранившихся памятников греческой культуры является Кносский дворец на о. Крит. помещения дворца группируются вокруг открытого внутреннего двора – атриума. Помещения расположены произвольно, создавая подобие лабиринта. Нет разделения этих помещений на сектора (напр. Разделение подсобных помещений, художественных мастерских и частных комнат). Особенностью интерьера Кносского дворца является множество лестниц, световые колодцы, служившие для освещения помещений и колонны своеобразной конструкции (атектоничные – т.е. неустойчивые на вид, покрашенные в красный цвет с черной капителью). Декор дворца создают настенные фрески, керамика. 
В период архаики складывается ордерная система. Ее суть заключается в художественном оформлении стоечно-балочной конструкции: 

Колонна – вертикальная опора. 
Антаблемент – поперечная балка. 
Капитель – верхняя часть колонны. 
База – основание колонны. 
Энтазис – небольшая припухлость в центральной части ствола колонны. 
Каннелюры – продольные бороздки, идущие по колонне. 
Триглифы – рельефное оформление торца поперечной балки в антаблементе. 
Метома – рельефная композиция, украшение фриза (антаблемента). 

Складываются три основных греческих ордера: дорический, ионический, коринфский. Ордера различаются по своим пропорциям и соотносятся с разными типами человеческой внешности (по мнению создателей ордерной системы). Так дорический ордер (1) сопоставляли с фигурой мужчины, ионический (2) – с женской, коринфский (3) – с фигурой девушки. 
Происходит сложение основных типов греческого храма. 
Постепенно возникает и развивается искусство создания статуй. Самыми известными греческими скульпторами были Мирон, Поликлет, Пракситель, Лисипп. Статуи посвящались богам, героям и иллюстрировали события греческих мифов и истории. Статую устанавливались в храмах, на открытом воздухе, на могилах героев, на площадях. Для создания своих произведений скульпторы использовали мрамор и бронзу. Традиционной для греческой скульптуры была идеализация образа – т.е. соотнесение его с определённым каноном – идеалом красоты. Помимо круглой скульптуры – предназначенной для обозрения ее с разных ракурсов, существовали резные фризовые композиции, расположенные на стенах зданий. 
Для бытовых целей и украшения интерьеров использовали керамические изделия. Существовало множество типов греческой керамики: различные сосуды для хранения вина, масла, воды, зерна, подносные блюда, кубки и т.д. Различаются чернофигурная и краснофигурная вазопись: 
Чернофигурная вазопись возникла в период архаики. Для этого стиля вазописи характерно нанесение черным лаком силуэтов фигур на красный фон глины. 
Краснофигурная вазопись меняет соотношение цветности в изображении; теперь красные фигуры изображаются на черном фоне. 
В искусстве создания интерьера греки использовали росписи (помпеянские росписи) изображающие бытовые сцены, орнаменты, декоративные композиции. Характерным приемом росписи был условный прорыв пространства – т.е продление реального пространства комнаты за счет условно изображенного пространства фрески. 
В декорации пола использовалась мозаика. Большой славой в эпоху эллинизма пользовались произведения пергамского художника Соза, о котором Плиний говорит, как о самом искусном греческом мастере мозаичной живописи. В Пергаме, во дворце Атталидов, Соз набрал мозаичный пол, на котором были изображены беспорядочно разбросанные после пиршества остатки кушаний - рыбьи кости, клешни крабов, овощи, фрукты, раковины и т. п. Здесь же была изображена мышь, грызущая орех, и птицы, которые клевали ягоды. Эта шуточная картина была выполнена в натуральную величину с невиданным до того в мозаичном искусстве мастерством. 
Столь же прославленной была и другая мозаика Соза, также украшавшая пол,- "Голуби на чаше". На ней была изображена, по описанию Плиния, "пьющая голубка, затемняющая поверхность воды тенью своей головки; остальные сидят, прихорашиваясь". Очевидно, это произведение было в свое время очень популярно, так как при раскопках в Италии было найдено несколько вольных подражаний ей. 
Применял ли пергамский художник в своих мозаиках кубики из стеклянных смальт? Плиний говорит, что Соз в своих мозаиках употреблял "мелкие кубики, окрашенные в разные цвета". Здесь, вероятно, речь идет о стеклянных кубиках, так как для них разноцветность более характерна, чем для камешков. Но зато с полной достоверностью установлено, что целиком стеклянными были мозаичные полы на острове Делос, относящиеся ко II в. до н. э. На этих мозаиках кладка цветных кубиков, иногда очень мелких, была столь совершенной, что позволяла выполнить чрезвычайно тонкий рисунок. 
В интерьере часто использовали различные драпировки. Ткани ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до 2-х метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко, согласно мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле. 
Волокнистый состав греческих тканей – шерсть или лен. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского; они называли его “шерстью дерева”. Ткани с рисунком, распространенные в период греческой архаики, в классический период были вытеснены одноцветными. Хотя грекам были известны различные краски, но любимым и наиболее распространенным цветом одежды в классическую эпоху был белый. 
Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый – выражали печаль. Зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. 
Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации. Узоры орнамента связаны с природой, носят стилизованный геометрический или растительный характер. Это – меандр, критская волна, пальметта. Орнамент ритмичен, раппорт строится по горизонтали. 

Искусство и интерьер Древнего Рима. 

Римляне тщательно изучали и копировали греческую архитектуру, хотя, как известно, их отношение к роскоши было совершенно иным. Именно у римлян сложилась та система типов жилых зданий, которой мы пользуемся и теперь. Это городской дворец, или просто дом (domus), затем - многоквартирный и многоэтажный городской жилой дом, имевший название "инсула", и, наконец, загородная вилла. Все те подлинные интерьеры, что мы можем видеть сегодня благодаря раскопкам в Помпеях, демонстрируют один вид римского жилища- "domus". Их роскошь представляется невероятной даже по сегодняшним меркам. 
Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные, и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму - главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое также стекала дождевая вода, наполняя неглубокий имплювий (бассейн) в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей, вели деловые разговоры. Сюда же выходили небольшие кубикулы (спальни). В богатых домах имелся еще перистиль - дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями. 
В Древнем Риме архитектура была ведущим видом искусства. В отличие от Греции, где главным был храм, в римской архитектуре основное место занимали сооружения, воплощавшие идеи могущества римского государства, а впоследствии и императора: форумы, триумфальные арки, амфитеатры. Римский театр, в отличие от греческого, - это отдельное здание, впервые в нем строится сцена. Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Колизей, вмещавший 50 000 зрителей, предназначался он для гладиаторских боев. Римские императоры строили дома в соответствии с личными вкусами и капризами. Например, Нерон построил "Золотой дом" - огромный дворцовый комплекс в центре Рима, внутреннее убранство которого было отделано золотом, перламутром, драгоценными камнями, потолки были обшиты слоновой костью и могли вращаться, при этом с них сыпались живые цветы. 
Как и у греков, у римлян были популярны настенные росписи, которые создавали иллюзию расширения внутреннего пространства для тесных комнат. Археологи, делавшие раскопки, даже стали называть здания по сюжету фресок, связанному с личностью владельца. Конечно, мы не призываем расписывать стены картинами из профессиональной деятельности хозяев. Но, может быть, стоит поискать в своей жизни какую-нибудь тему или идею и воплотить ее в стиле дома. 
Примером может служить роспись зала на вилле Мистерий. Загадочное их содержание исследователи связывают с дионисийским культом. По-видимому, хозяйка виллы была жрицей этого культа, кстати запрещенного в Риме специальным указом Сената. Зал расположен справа, и, вероятно, не относился к той части дома, о которой Витрувий писал: "Публичные комнаты - это такие, куда любой имеет право войти запросто, - например, вестибюль или перистиль". 
Технология римской настенной живописи была довольно сложной и состояла из многих этапов. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился расплавленный с растительным маслом пунический воск. Вслед за этим к стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова разглаживали и полировали поверхность чистым полотном. 
Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом. В I веке н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны. Существовал также особый жанр мозаики, называемый эмблемата. Это были изделия особенной красоты и тщательности исполнения, предназначенные для неспешного разглядывания. Часто они покупались как станковые произведения и включались в разнообразные декоративные схемы. 
Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, плетенную из ивовых прутьев. Деревянных образцов мебели до нас не дошло, но декоративных мраморных предметов осталось очень много; сохранились также и предметы обстановки, сделанные из бронзы. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах. 
Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого уровня развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. 
В моде были ткани с каймой, которая, как и в одежде, указывала на знатность хозяев. Такой тканью обтягивались подушки, набитые пухом германских гусей, из нее шили покрывала. Римляне славились выделкой меха и кожи, используемых в интерьере. Шелковые ткани ввозились из Китая. 
Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации разными цветными кусочками). Эффектно смотрелись и сосуды из синеватого или зеленоватого стекла - чаши, кубки, вазы в форме виноградной кисти, человеческих фигур, птиц, рыб, животных. Особым изяществом отличались стеклянные объемы, вдуваемые в стеклянные или серебряные ажурные футляры (так называемое кельнское стекло). Все эти изделия украшались гравировкой, золочением или росписью, имитирующей "двухслойное стекло" и придающей предметам сходство со знаменитыми римскими камеями (резными камнями). 
Очень часто заказчики, прося создать в квартире или доме античный интерьер, на самом деле весьма условно представляют себе, что же они хотят увидеть. Как правило, античность ассоциируется у них с классикой, то есть с респектабельностью, добротностью, выразительностью. Бесспорно, подлинная античность обладает всеми этими качествами, но суть данного стиля не в них. Античность – это в первую очередь величественность, прямой отсыл к великой культуре прошлого и ваша готовность этой культуре соответствовать. 
Прежде всего, для реализации подобных замыслов нужна довольно внушительная жилая площадь: создать храм античности или кносский дворец на 40 квадратных метрах вряд ли получится. В лучшем случае вы получите интерьер-пародию, в котором удачно обыграны отдельные элементы античного интерьера. В худшем, увы, громоздкую бутафорию, мало пригодную для жизни. 
Одно из основополагающих качеств античного интерьера – его, скажем так, многовариантность. Своим обитателям он способен предложить самые разные пространственные сценарии, а также модели поведения: все помещения здесь могут и должны быть многофункциональными. Так, проходные комнаты обязательно будут играть роль и холла, и библиотеки, и уютной гостевой комнаты. Достичь такого разнообразия можно с помощью… обычных дверей. Скажем, вам нужен холл – и тогда вы открываете обе двери, а если требуется тихое изолированное место для работы или уютных посиделок – открываете всего одну. Наверное, вы уже и сами догадались, какой важный вывод стоит сделать из всего вышесказанного: полноценный образ античного интерьера можно создать только путем кардинальной перепланировки, так что лучше о превращении квартиры в древнегреческий храм думать уже на стадии принятия первоначальных планировочных решений. 
Классический элемент античной планировки – атриум, внутренний зал-двор, со всех сторон окруженный галереями с колоннами. Конечно, создать атриум в квартире весьма затруднительно, но вот в загородном доме ему самое место. Впрочем, вы и сами, наверное, догадываетесь, что атриум, не подкрепленный другими античными архитектурными формами, вряд ли будет смотреться аутентично. К числу последних можно отнести открытые балочные перекрытия; отдельные колонны и колоннады – одновременно простые и совершенные. Дорические (более строгие, по мнению греков, воплощавшие идею торжественности и мужественности) и ионические (легкие, стройные и нарядные, при желании они могут быть заменены изящными кариатидами) колонны до сих пор можно встретить не только в общественных зданиях, но и в жилых домах. Конечно, в современном интерьере колонны играют отнюдь не только конструктивную роль – прежде всего это эффектный декоративный элемент. Так, небольшие колонны могут обрамлять зеркало или размещаться на высоких деревянных пьедесталах с двух сторон кровати. 
Не менее уместны в античном интерьере будут статуи. Сегодня скульптуры, как правило, изготавливаются из мрамора или шамота (разновидность крупнозернистой глины). Поддержать тему античности также можно с помощью картин или гобеленов на мифологические сюжеты. Достойная альтернатива им – высокие греческие вазы разнообразных форм. 
Если античное жилище освещалось либо естественным образом (через многочисленные окна и атриум), либо факелами и огнем из очага, то в наше время на эту роль идеально сгодятся светильники в виде факелов. Если же столь прямое следование канонам кажется вам чрезмерным, можно отдать предпочтение встроенным светильникам и скрытой подсветке, рассеянный свет которой ненавязчиво напомнит о древности. 
В период античности мебель была выполнена из древесины, имела подчеркнуто простые формы и лишь в исключительных случаях обивалась тканями. При этом и обивка, и покрывала, и скатерти обычно были гладкокрашеными, а по краю ткани шел характерный узор. Для декора мебели также использовалась наборная мозаика, когда деревянные изделия инкрустировались различными мозаичными вставками: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или просто древесиной другого цвета. Эта трудоемкая техника получила название интарсии, а в более поздние времена она уступила место маркетри, в которой сегодня и исполняются имитации античной мебели. Аутентичности вашему интерьеру добавят небольшие зеркала из шлифованного металла, придуманные именно древними греками. Размещать эти аксессуары нужно на столах или скамьях, но ни в коем случае не на стенах. 
Древние греки вообще ничем не украшали стены, ценя подлинную грубую фактуру материала (конечно, речь идет не о голом бетоне и даже не о кирпиче, а о благородном натуральном камне). И лишь в приватных помещениях, которым по определению необходима теплота и мягкость, декорирование осуществлялось с помощью драпировок.