воскресенье, 11 июля 2010 г.

Яков Михайлович Колокольников-Воронин

«Вестник» ГУ ТОКГ № 11-12\2007 г.
Евгения Твердунова, научный сотрудник

Яков Михайлович Колокольников-Воронин
235 лет со дня рождения
1830-х - начало 1840-х гг.

    В 1767 г. Осташков посетил новгородский генерал-губернатор граф Я.Б. Сиверс. Богатство и красота Селигера, процветающий Осташков произвели на него большое впечатление. Сиверс предложил Екатерине II сделать осташковские слободы городом: “Один почерк Вашего пера сделает из него вскоре значительный город”. 20 мая 1770 г. последовало высочайшее повеление: “Учредить в Новгородской губернии город из слободы Осташковской”. (Обе слободы фактически слились к этому времени в одну). 2 апреля 1772 г. был учрежден герб Осташкова, на котором изображён двуглавый орёл на золотом фоне и три рыбы на голубом, символизирующие рыбные богатства селигерского края. Указ от 2 апреля предписывал учредить канцелярию и магистрат. 28 июля того же года состоялось торжественное открытие города, на которое приезжал граф Сиверс. Жители города были записаны в купцы и мещане, выбраны головы и судьи, открыты присутственные места. В 1775 г. Осташков вошёл в Тверское наместничество (с 1796 г. губернию) и таким образом связал свою дальнейшую судьбу с Тверским краем. В старину Осташков называли городом художников. В конце ХVIII в. здесь работало 42 живописца, тогда как в Твери их было 11. Существовали целые династии ювелиров, резчиков, художников. Такова и династия Колокольниковых.
    Иконописное искусство Колокольниковых отмечено незаурядным талантом. Наиболее известными художниками рода Колокольниковых-Ворониных являются братья Мина, Федот, Иван и Михаил. Сведения об этих живописцах скупы. Известно, что происходят они из села Кравотынь, что близ Осташкова. В начале ХVIII в. село принадлежало боярину В.М. Лыкову, а затем, по его завещанию перешло в ведение Пафнутиева-Боровского монастыря. Рождённые на монастырских землях братья художники являлись монастырскими крестьянами, однако, в последствие получили вольную. Как мастера живописи они были довольно известны в свое время и вызывались для казенных работ в Петербург и его окрестности. Часто братья Колокольниковы работали в придворных резиденциях, что говорит о высоком уровне их мастерства. Мина Колокольников-Воронин, например, был выдающимся мастером елизаветинского времени; некоторые его работы есть в собрании нашей галереи.
    Яков Михайлович продолжатель славной династии Колокольниковых, родился в Осташкове, в семье одного из братьев - Михаила. Имя отца художника часто встречается в счетах на выплату денег за иконы, в которых его именуют «осташковцем», «иконописцем», «художником», «купцом». Основными источниками сведений о жизни Якова Михайловича являются архивные материалы и немногочисленные издания ХIХ в. краеведческого характера. Некоторые данные можно найти в мемуарах внучки художника, которая не застала деда в живых, но приводит воспоминания современников о нём, представляет быт дома Колокольниковых при сыновьях Якова Михайловича. Сведения о художнике так же можно почерпнуть из статьи Е.К. Мроз «Художники тверского края». 1947 г. Родившийся в семье художника, Яков с первых дней жизни был окружён атмосферой искусства. Можно предположить, что первым его учителем стал отец. Колокольников-Воронин обретал свои навыки художника в местной художественной среде, и те довольно скудные приемы и средства, которые он смог перенять от местных мастеров впоследствии развивал и совершенствовал самостоятельно. Желание творить могла привить ему и атмосфера родного города, который славился в России как город мастеров иконописцев и живописцев. Интересным фактом биографии мастера является то, что его талант проявился не только в живописи, но и на сцене. Он был одним их первых актёров при образовании городского театра и работал над оформлением спектаклей. Ставилось много классических пьес. Лучшие годы театра - середина ХIХ в. Тогда здесь собралось несколько талантливых актеров-любителей. Одна из лучших постановок - "Горе от ума” (1856 г.).
    Недостаток профессионального образования, конечно, отражается в работах Якова Михайловича, однако нельзя отрицать, что данные произведения принадлежат кисти талантливого художника. Мелкие недочёты, такие как, использование определённых ракурсов, излишне тщательная прорисовка деталей, любование бытовыми подробностями выдают в методах работы художника черты провинциальной школы. Однако, то же любовное, трепетное отношение к деталям притягивает зрителя, заставляет его сопереживать художнику, ощутить прелесть момента изображённого на картине.
    Стремление к знаниям и постоянная работа над своей техникой были замечены. В 1830 г. Яков Михайлович получил аттестат Академии художеств о возведении его в звание Свободного неклассного художника исторической живописи. Ведущее место в творчестве художника занимал портрет, однако, помимо портретов он писал иконы, жанровые и исторические сцены, владел приёмами декоративной живописи. Среди сохранившихся произведений, приписываемых кисти этого мастера, его авторство бесспорно для пяти. Это “Автопортрет с женой и сыном”, “Автопортрет”, “Портрет жены” - из собрания нашей галереи. Кроме того, две жанровые картины - из осташковского музея, посвящённые приезду в Осташков Александра I.
    Обратимся подробнее к одной из работ художника - “Автопортрету с женой и сыном”. Приобретён портрет в 1937 г. у А.Н. Колоколыниковой (Осташков); ранее находился в семье художника. На портрете изображены: автор, Колокольникова Степанида Семеновна - жена художника, и их сын Александр. Необыкновенно теплое чувство охватывает зрителя, когда он видит эту работу. Чета молодых супругов с ребенком в окружении тёплого домашнего интерьера. Искренность и нежность, любование каждой мелкой деталью, каждой черточкой лица, говорят нам об атмосфере любви, царящей в доме художника. Тёплый охристый колорит с включением жемчужно-розовых и золотистых цветов подчеркивает эмоциональный настрой работы. Необыкновенно тонко автор разрабатывает цветовые рефлексы, передавал нежность детского личика, воздушность кружева на платье супруги, разные фактуры тканей. Темные, более глухие массы одежд позволяют привлечь внимание зрителя к лицам портретируемых. Пространство портрета несколько тесно для его персонажей, однако эта деталь может говорить о восприятии этого семейства как единого целого, людей, которые живут в своем, созданном ими мире, наполненном мечтой, творчеством и любовью.
    Для написания портретов живописец пользовался подвижным манекеном, которому возможно было придавать позы. Имелись в мастерской и слепки с антиков. Его супруга Степанида Степановна вспоминает:
    “Каких денег стоила эта зала один Бог ведает. Не жалел денег Яков Михайлович на прихоти. Хлебосол был...” Любил Яков Михайлович, чтобы и жена его была красива и нарядна. “Нарядишься так, что картина, и выйдешь к гостям, а народу полов дом, что шмели жужжат. Хоть и трушу я, а не хочется в грязь лицом ударить; чинно, степенно поклонюсь я почтенному собранию, не суетясь, приглашу гостей к столу хлеба-соли откушать. Изредка на мужа взгляну, так ли я все делаю. Смотрит он на меня, улыбается, ну значит все хорошо, приободрюсь я, хожу среди гостей, угощаю, соловьем разливаюсь, уж не даром слава шла обо мне как о приветливой хозяйке».
    В 30-е 40-е гг. Колокольников-Воронин известная личность в Осташкове. О его известности и общественном положении говорит то, что приемы в доме художника посещал губернатор. По свидетельству современников сам дом был украшен со вкусом. На заднем дворе хозяева разбили сад, а интерьеры наполнили произведениями искусства. Его оригинально устроенный дом был одним из очагов культуры Осташкова. Мастерскую художник обставил на столичный манер. Она представляла собой большую залу с колоннами, расписанными под малахит, и плафоном.
В семье художника родилось три сына: Александр (1818-1870), Иван (1828-1865) и Михаил (1830-1867). Все три стали художниками и были связаны с Осташковским театром.
    Сведения о Якове Михайловиче обрываются в 1844 г., однако, известно, что умер он до 1850 г.