«Вестник» ГУ ТОКГ №5-7\2007 г.
Евгения Твердунова, научный сотрудник
НЕСТЕРОВСКАЯ КРАСОТА РУСИ
135 лет Михаилу Васильевичу Нестерову
Евгения Твердунова, научный сотрудник
НЕСТЕРОВСКАЯ КРАСОТА РУСИ
135 лет Михаилу Васильевичу Нестерову
Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 г. в Уфе, умер в 1942 г. в Москве. Этот художник прожил 80 лет, 60 из которых были отданы живописи ежедневному упорному труду. В 15 лет будущий художник покидает отчий дом и поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где его любимым учителем становится В.Г. Перов. Окончив училище, художник в 1881 г. уезжает в Петербург, где поступает в Академию художеств. Однако обучение в Академии было недолгим. Строгие академические рамки не устраивали Нестерова, он оставил Петербург и вернулся в Москву. Здесь Михаилу Васильевичу предстояло пережить личную трагедию - при родах умерла его супруга, оставив ему дочь. Это горе заставило художника обратиться к духовным исканиям.
Как самобытный зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 - 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею". По мнению современников в его работах привлекала глубокая человечность, удивительная слитность образа настроения человека и природы. Глубокое понимание духовности и душевности свойственно работам этого мастера. Художник проявил свой талант в разных жанрах живописи. Помимо работ написанных на духовные темы, Нестеров написал серию замечательных портретов своих современников, занимался пейзажем и натюрмортом. Свою знаменитую портретную галерею мастер создаёт после революции 1917 г. Однако, несмотря на изменение идеологии, Михаил Васильевич продолжает обращаться к духовной теме.
Примером такого обращения может послужить «Путник». На фоне простого среднерусского пейзажа, понятного и родного зрителю, мастер пишет жанровую сцену: тихий, неспешный разговор, в котором участвуют пожилая женщина, монах и отрок. Простота и естественность беседующих, их позы, костюм вторят привычности пейзажа. Колорит картины построен на сочетании сложных оттенков охры, зелёного и синего цветов. Основными контрастами являются тёмный сарафан женщины и светлые одежды монаха и отрока. Художник представляет немного пасмурный день конца лета. Дорога, возле которой стоят люди, вероятно может символизировать жизненный путь, а беседующие разные возрасты человеческой жизни. Так отрок это юность, монах духовная и телесная зрелость, пожилая женщина мудрость и старость. Работа «Путник» отражает светлый и благодатный мир Руси, простой и сложный одновременно. «Нестеровская красота Руси» - это красота лирическая, сердечная, это сила молитвы и тихий свет веры.
Михаил Васильевич Нестеров, будучи сам прекрасным мастером, трепетно относился к воспитанию новых художников. Незадолго до смерти, в одном из обращений к молодым художникам он писал: «Крепко желаю вам, чтобы вы познали природу и её украшение - человека. Ваше внимание, наблюдательность должны постоянно бодрствовать, быть готовыми к восприятию ярких, происходящих вокруг вас явлений жизни. Искусство не терпит фраз, не осмысленных слов, оно естественно и просто».
Как самобытный зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 - 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею". По мнению современников в его работах привлекала глубокая человечность, удивительная слитность образа настроения человека и природы. Глубокое понимание духовности и душевности свойственно работам этого мастера. Художник проявил свой талант в разных жанрах живописи. Помимо работ написанных на духовные темы, Нестеров написал серию замечательных портретов своих современников, занимался пейзажем и натюрмортом. Свою знаменитую портретную галерею мастер создаёт после революции 1917 г. Однако, несмотря на изменение идеологии, Михаил Васильевич продолжает обращаться к духовной теме.
Примером такого обращения может послужить «Путник». На фоне простого среднерусского пейзажа, понятного и родного зрителю, мастер пишет жанровую сцену: тихий, неспешный разговор, в котором участвуют пожилая женщина, монах и отрок. Простота и естественность беседующих, их позы, костюм вторят привычности пейзажа. Колорит картины построен на сочетании сложных оттенков охры, зелёного и синего цветов. Основными контрастами являются тёмный сарафан женщины и светлые одежды монаха и отрока. Художник представляет немного пасмурный день конца лета. Дорога, возле которой стоят люди, вероятно может символизировать жизненный путь, а беседующие разные возрасты человеческой жизни. Так отрок это юность, монах духовная и телесная зрелость, пожилая женщина мудрость и старость. Работа «Путник» отражает светлый и благодатный мир Руси, простой и сложный одновременно. «Нестеровская красота Руси» - это красота лирическая, сердечная, это сила молитвы и тихий свет веры.
Михаил Васильевич Нестеров, будучи сам прекрасным мастером, трепетно относился к воспитанию новых художников. Незадолго до смерти, в одном из обращений к молодым художникам он писал: «Крепко желаю вам, чтобы вы познали природу и её украшение - человека. Ваше внимание, наблюдательность должны постоянно бодрствовать, быть готовыми к восприятию ярких, происходящих вокруг вас явлений жизни. Искусство не терпит фраз, не осмысленных слов, оно естественно и просто».
0 коммент.:
Отправить комментарий