воскресенье, 11 июля 2010 г.

Нестеров Михаил Васильевич

«Вестник» ГУ ТОКГ №5-7\2007 г.
Евгения Твердунова, научный сотрудник

НЕСТЕРОВСКАЯ КРАСОТА РУСИ
135 лет Михаилу Васильевичу Нестерову

    Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 г. в Уфе, умер в 1942 г. в Москве. Этот художник прожил 80 лет, 60 из которых были отданы живописи ежедневному упорному труду. В 15 лет будущий художник покидает отчий дом и поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества, где его любимым учителем становится В.Г. Перов. Окончив училище, художник в 1881 г. уезжает в Петербург, где поступает в Академию художеств. Однако обучение в Академии было недолгим. Строгие академические рамки не устраивали Нестерова, он оставил Петербург и вернулся в Москву. Здесь Михаилу Васильевичу предстояло пережить личную трагедию - при родах умерла его супруга, оставив ему дочь. Это горе заставило художника обратиться к духовным исканиям.
    Как самобытный зрелый мастер Нестеров заявил о себе в 1888 - 1890 гг., когда на передвижных выставках были показаны его картины "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею". По мнению современников в его работах привлекала глубокая человечность, удивительная слитность образа настроения человека и природы. Глубокое понимание духовности и душевности свойственно работам этого мастера. Художник проявил свой талант в разных жанрах живописи. Помимо работ написанных на духовные темы, Нестеров написал серию замечательных портретов своих современников, занимался пейзажем и натюрмортом. Свою знаменитую портретную галерею мастер создаёт после революции 1917 г. Однако, несмотря на изменение идеологии, Михаил Васильевич продолжает обращаться к духовной теме.
    Примером такого обращения может послужить «Путник». На фоне простого среднерусского пейзажа, понятного и родного зрителю, мастер пишет жанровую сцену: тихий, неспешный разговор, в котором участвуют пожилая женщина, монах и отрок. Простота и естественность беседующих, их позы, костюм вторят привычности пейзажа. Колорит картины построен на сочетании сложных оттенков охры, зелёного и синего цветов. Основными контрастами являются тёмный сарафан женщины и светлые одежды монаха и отрока. Художник представляет немного пасмурный день конца лета. Дорога, возле которой стоят люди, вероятно может символизировать жизненный путь, а беседующие разные возрасты человеческой жизни. Так отрок это юность, монах духовная и телесная зрелость, пожилая женщина мудрость и старость. Работа «Путник» отражает светлый и благодатный мир Руси, простой и сложный одновременно. «Нестеровская красота Руси» - это красота лирическая, сердечная, это сила молитвы и тихий свет веры.
    Михаил Васильевич Нестеров, будучи сам прекрасным мастером, трепетно относился к воспитанию новых художников. Незадолго до смерти, в одном из обращений к молодым художникам он писал: «Крепко желаю вам, чтобы вы познали природу и её украшение - человека. Ваше внимание, наблюдательность должны постоянно бодрствовать, быть готовыми к восприятию ярких, происходящих вокруг вас явлений жизни. Искусство не терпит фраз, не осмысленных слов, оно естественно и просто».