вторник, 8 марта 2011 г.

Барокко VI в.

Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). 
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Каррачи (1560-1609) или Гвидо Рени (1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. 
Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599-1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермер (1632-1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660), а во Франции - Никола Пуссен (1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения - классицизма. 

Барокко в архитектуре 
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. 
В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. 
Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.). 
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко. 
Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин "барочный классицизм" применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк. 
Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко, — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. 
В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника. 
В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»), в XVIII веке получает развитие в творчестве Д. Трезини, так называемое «петровское барокко», более сдержанное, и достигает расцвета в творчестве Б. Растрелли. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф). 
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия). 
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI в. Реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем» по выражению Паскаля, «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца». 
Европейские мастера в это время стали осваивать новый стиль убранства апартаментов. 
Вечная молодость стиля Барокко объясняется просто: во все времена спросом пользовались элементы, подчеркивающие изобилие и роскошь. Барокко - дворцовый стиль, но кому не хотелось хоть раз почувствовать себя обладателем дворца, пусть и маленького? 
Стиль Барокко в отделке интерьеров пользуется популярностью, как правило, среди преуспевающих людей, желающих подчеркнуть свой достаток и любовь к комфорту и роскоши. Этот стиль - своеобразная визитная карточка состоятельных людей. В то же время Барокко - стиль коварный. 
Достаточно лишь немного переступить границу при подборе аксессуаров и отделки - и элегантная роскошь превратится в вычурность и помпезность, исчезнет ощущение цельности и интерьер будет больше напоминать скопление красивых вещей, нежели завершенную композицию. 
Барокко тяготеет не просто к пышности и роскоши изобразительных средств, но и продолжает тему «богатства» в цветовой палитре: цвет красного вина, изумруда, сапфира, золотой цвет. Фасады зданий стали похожи на изысканные торты. Самыми популярными барочными цветами интерьера были белый в сочетании с золотым. 
Барокко играет контрастами: обилие теплых красок позолоты противопоставляется холодному блеску мрамора. Если вам кажется, что Барочные интерьер слишком ярок, то немного приглушить его можно шпалерами или вердюрами со сценами из мифологии и религии. 
С помощью этих небольших картин вы сможете создать особую приглушенную интимность у себя в квартире. Для интерьера Барокко приемлемы яркие и насыщенные тона; интерьер в этом стиле может быть решен в ультрамарине или в красном и малиновом цветах. Главное условие - обилие позолоченных деталей. 
Роскошь и великолепие интерьера стиля Барокко усиливает соответствующим образом оформленная мебель, которая, начиная с семнадцатого века, становится все более и более разнообразной. 
Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева.Эпоха Барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг. 
Особенно много модификаций придумано для такого элемента интерьера, как кровать. Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Ложе опиралось на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось на подобие античных ваз. 
Кровать в эпоху Барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лежа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием украшений. 
Материи в интерьере стиля Барокко уделялось особое внимание. Элементы, выполненные из материи, должны были сиять особой роскошью. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры - тканые ковры без ворса, которыми занавешивали стены дома. Во Франции в семнадцатом веке шпалеры стали называть гобеленами по имени братьев, основавших собственное производство этих ковров. 
Качество гобеленов в эпоху Барокко стало таким высоким, что они зачастую конкурировали с живописью. Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами - плотными полотнами со сложным тканым рисунком. 
Не только в семнадцатом веке, но и в поздние периоды престижным был бархат - эта ткань считается наиболее характерной для стиля Барокко. Особо ценился длинноворсовой генуэзский бархат. В период расцвета барокко в Лионе была выпущена новая атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики, такая ткань получила довольно широкое распространение в убранстве Барочных интерьеров. 
Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, которая в Англии называлась japanning, хотя на ней изображались картины не только японской, но и китайской тематики: восточные пейзажи, красочные птицы и цветы. 
В стиле Барокко очень популярна обшивка стен деревянными панелями, причем как естественной фактуры, так и окрашенных. Стены украшаются гобеленами или же рисунками, имитирующими роскошные дорогие материалы, такие как мрамор, черепашьи панцири, лазурит. Последний прием особенно хорош для отделки современных помещений. 
Помимо того что сейчас просто очень модно расписывать стены, имитируя различные натуральные материалы: дерево, мрамор, гранит, - это еще и очень красивый и недорого способ сделать ваш интерьер оригинальным и самобытным. Обои - это скучно, натуральный мрамор для пола или тем более для стен - очень дорого и не слишком практично. А вот роспись «под мрамор» - это как раз то, что нужно. 
Полы в этом стиле могут стать настоящим произведением искусства, несущим определенную смысловую нагрузку. Для каждой комнаты художниками по паркету разрабатывается оригинальный рисунок, содержащий многочисленные сложные графические элементы. 
При оформлении помещений в стиле Барокко желательно чтобы окна помещения были большими. Они украшаются шторами из дорогой ткани или занавесями, можно также использовать жалюзи. Для штор можно применять материалы с набивными экзотическими рисунками, бархат или ситец. Для создания впечатления пышности и роскоши используются карнизы из резного и золоченого дерева. 
При его создании учитывается все: функциональное назначение помещения, цвет и оформление стен. Например, для спальни очень подходит рисунок в виде объемных квадратов, создающих ощущение своеобразной «лесенки». При работе над такими полами используется большое количество разнообразных, в том числе и редких, таких как черное дерево, лимонное дерево, корень ореха, пород дерева. 
Освещение при помощи свечей придавало интерьерам семнадцатого века неповторимое романтическое звучание, оно передавалось на картинах художников того времени. Именно под свечи были придуманы разнообразные приборы освещения, которые от чисто утилитарного назначения стали самостоятельными элементами декора. Это - канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. 
Если подсвечники и шандалы можно было относительно свободно перемещать из одной комнаты в другую, то канделябры и жирандоли закреплялись на полу или стенах. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника был введен в употребление во второй половине семнадцатого века и с тех пор стал (и остается, пожалуй, и в наше время) самым эффектным из всех источников света. Хрустальная люстра - обязательная деталь любого интерьера «дворцового» типа. 
При оформлении современных помещений в стиле Барокко освещение должно быть нежным и приглушенным. Можно использовать светильники, имитирующие свечи в серебряных или деревянных подсвечниках. 
Недопустимы лампы дневного света: они не позволяют создать впечатление теплой и пышной дворцовой атмосферы, характерной для эпохи Барокко. Больше подходят к стилю лампы с разноцветными абажурами, рассеивающими свет и делающими его мягче. 
Большие зеркала, отражающие свет и оптически увеличивающие помещение, станут заключительным штрихом в оформлении помещения в стиле Барокко. Идеально, если зеркала будут в рамах с классическими мотивами (раковины или гребешки). Зеркала можно разместить над камином или между окнами - это лучше всего соответствует выбранному стилю Барокко.