воскресенье, 23 января 2011 г.

История искусства и интерьер романской эпохи.

Романский Стиль (IX-XII вв). 
В V в. копыта армий варваров похоронили под собой не только Римскую империю, но и многочисленные достижения античной культуры. О мебельном искусстве становится возможно писать только начиная с века девятого, в муках родившего первый средневековый стиль, по преемственности названный романским. Впрочем, по сравнению с римской мебелью это был скорее шаг назад. Время постоянных войн и перераспределения территорий определило основные черты данного стиля - прочные, тяжёлые, статичные формы, гарантирующие надёжность и грубую практичность. 
Богатые сеньоры всех рангов - от короля до барона - начали строить в своих владениях замки, каменные дома-крепости, служившие в равной степени для жилья и для обороны от врага. Зримым символом могущества владельца замка был донжон - центральная башня замка, возвышавшаяся над толстыми крепостными стенами. Другие строения, возводившиеся в замке, были многокомнатными, хотя по-прежнему сохранялась центральная зала с очагом, главное жилое помещение, служившее "гостиной" и столовой. Спальни в замках начали устраивать раздельные, но отдельными спальнями пользовались только хозяева замка и самые почетные гости. Кровати в спальнях устраивались очень широкими, и хозяева часто спали на них вместе с гостями. Такая практика диктовалась не только необходимостью проявить уважение, но и практическими соображениями - в каменных домах, лишенных системы отопления, спящие в постели согревали друг друга.
Внутреннее убранство дома было скудным. Пол - чаще всего земляной, только во дворце бо-гатого феодала, епископа или короля можно было встретить вымощенный каменными плитами пол. И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выстлать камнем пол, а выложить на нем орнамент цветным камнем. От земляного и каменного пола, от глинобитных или булыжных стен домов и замков постоянно тянуло сыростью и холодом. Чтобы как-то спастись от этого, пол устилали слоем соломы, которую время от времени выметали вместе со скопившимся мусором. В домах состоятельных людей пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников - охапками свежих цветов и трав. В светской литературе Высокого Средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож, часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. В наши дни это описание воспринимается как признак изысканности, хотя эстетическая сторона играла лишь малую роль. 
В домах высшей знати каменные стены было принято закрывать коврами, привезенными из стран Востока. Ковер являлся признаком неслыханной роскоши, и был доступен далеко не всем феодалам. Тепла же и красоты в доме хотелось всем. На помощь пришли свои, европейские мастера. В эпоху Высокого Средневековья в Западной Европе развилось искусство изготовления гобеленов- тканых ковров с изысканными изображениями на самые разные темы. Гобелены, затягивавшие стену, служили той же цели, что и ковры - сберечь тепло. 
Уборных и канализации в доме не было. Во дворе делали выгребную яму или строили отхожее место. Кухонные помои хозяйка выплескивала из окна прямо на улицу. 
Пожалуй, главной чертой средневекового дома (хижины ли, дворца, или монастыря) была невозможность уединения. Отделялась только жилая часть от подсобных помещений и кухни. В единственной жилой комнате все находи-лись на глазах у всех. Это вполне понятно - сред-невековый человек не воспринимал себя вне семьи. Возможная изоляция тяготила его, а уж о доб-ровольной изоляции он, скорее всего, и подумать не мог. 
Мебель играла в это время грубо "прикладную" роль. Почти вся домашняя утварь производилась на базе натурального хозяйства, специалисты-мастера встречались исключительно редко. Трудовой люд мебели фактически не имел, но и мебель церквей и феодальных замков не особенно стремилась к роскоши. Для неё характерны примитивная конструкция, громоздкость, кричащие краски. 
Самой универсальной и практичной мебелью средневековья был сундук. Он мог одновременно служить и кроватью, и скамьёй, и дорожным чемоданом. Во время длительных путешествий в таких сундуках осторожные сеньоры часто возили с собой почти всю скудную казну королевства. Форма сундуков берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится всё разнообразнее. Вскоре в церквях появляются высокие сундуки с короткими ножками и дверками, по сути дела, предтечи шкафов. Хотя романский шкаф, в принципе, ещё является перевёрнутым на бок сундуком, чаще всего с одной дверцей и двускатной крышей. 
Наиболее тщательно изготавливалась мебель для сиденья, хотя восседали на ней преимущественно её знатные владельцы. Чем выше был стул и его спинка, тем более знатным был владелец. Часто стул имел специальную поставку для ног, чтобы сеньор не морозил ноги, ставя их на холодные плиты замка. Обивки на стульях не было, зато они покрывались толстым слоем краски, скрывающей дефекты соединений. Необработанный деревянный каркас обтягивали холстом, покрывали слоем гипса и мела и в некоторых местах расписывали эту грунтовку. 
Позднее к этому добавилась резьба по дереву и тонкая декоративная железная фурнитура. В целом мебель была неудобной и тяжеловесной, что объясняется в основном точёными ножками и прямыми спинками. 
В средние века большое значение приобретают кровати, представляющие собой рамы на точёных ножках, окружённые низкой решёткой. Широко распространяются и балдахины, и опять-таки не как роскошь, а как необходимая защита от холода и клопов, сыпящихся с потолка. Возможно и чисто романское психологическое стремление к защищённости. 
Столы были очень просты. Чаще всего они представляли собой просто съёмную доску на двух козлах, собиравшиеся и разбиравшиеся по мере надобности. В монастырях нередко пользовались каменными столами. 
У романского стиля есть и нововведения. Например, накладки из кованного железа, которые держали необработанные толстые доски (известная античности рамочно-филеечная вязка фактически не применялась). Со временем кованные накладки кроме функций надёжности стали служить и декоративным функциям. 
Сами декоративные элементы в романском стиле используются довольно свободно (читай, беспорядочно) и непропорционально, в сочетании с мотивами искусства варварских народов: стилизованные листья, гроздья, мистические животные, геометрические орнаменты. Романская мебель в точности отвечала менталитету и уровню жизни раннего средневековья, удовлетворяя лишь элементарные потребности. Она интересна лишь в историческом плане и вряд ли может служить оформлением современного интерьера. 
Романский стиль (XI-XII вв.) начал возрождение архитектурных традиций Древнего Рима и в результате получил свое название от слова "Рома" (Рим, на латинском языке). Создатели Романского стиля — скульпторы, архитекторы, живописцы — желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. 
В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор. 
Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). 
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие "града божьего" или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже - куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах. 
Если в раннем романовском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 - начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом романовском стиле плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха романовского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. 
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".